Оценка эффективности введения страховых взносов на территории РФ

Актуально о банках » Исчисление и уплата страховых взносов во внебюджетные фонды » Оценка эффективности введения страховых взносов на территории РФ

Страница 2

Сокращение доходных источников бюджета ПФР в действующей пенсионной системе ведет к увеличению масштабов проблемы, связанной с сохранением пенсионных прав застрахованных лиц, которые отражаются в коэффициенте замещения: к 2050 году он снизится до 3,4% против 25,6% в 2009 году и 36% до начала пенсионной реформы 2002 года. Это означает, что при сохранении условий формирования пенсионных прав застрахованных лиц не обеспечивается главный принцип обязательного пенсионного страхования - государственная гарантия пенсионных прав застрахованных лиц, нивелируются права лиц, имеющих различные объемы расчетного пенсионного капитала, усиливается неравенство по уровню жизни между работающим и нетрудоспособным населением.

Следующий макроэкономический фактор, оказывающий негативное воздействие на пенсионную систему, - планируемое сокращение численности лиц, работающих по найму: с 48,5 млн. в 2010 году до 39,1 млн. человек в 2050 году. В то же время численность получателей трудовой пенсии за этот же период, напротив, увеличится с 37,3 млн. до 51,7 млн. человек. Таким образом, "пенсионная нагрузка" возрастет с 0,77 до 1,32, т.е. в 1,7 раза.

В практике западных стран для сохранения пенсионных прав застрахованных лиц в условиях негативного воздействия демографических и макроэкономических факторов используется накопительная составляющая обязательного пенсионного страхования. При этом теоретически потери пенсионных прав застрахованных лиц в распределительном сегменте пенсионной системы должны замещаться индивидуальными пенсионными накоплениями, которые в условиях устойчивого экономического развития позволяют достигать более высокой эффективности.

Однако, как показывают долгосрочные расчеты, объем средств, направляемых на накопление, с учетом ожидаемых параметров развития экономики и доходности финансового рынка в условиях нашей страны недостаточен даже для сохранения накопленного пенсионного капитала и поддерживания заданного целевого уровня замещения утраченного заработка.

Расчеты подтверждают, что накопительная составляющая трудовой пенсии не окажет позитивного влияния на показатели пенсионной системы, по крайней мере, до 2027 года, когда установленного пенсионного возраста достигнет поколение 1967 года рождения и моложе, полностью подпадающее под действие пенсионной модели, введенной в 2002 году.

Даже к 2050 году доля накопительной части в общем размере трудовой пенсии по старости не превысит 15%. Средний размер накопительной части при этом составит менее 1% среднемесячной начисленной заработной платы, т.е. в 10 раз ниже установленного тарифа на накопление даже с учетом реальной доходности 4%.

Благоприятные для нынешних пенсионеров результаты реализации рассматриваемого Закона N212-ФЗ проявятся уже в первые годы. Так, в 2010 году средний размер трудовой пенсии возрастет с 6,6 тыс. руб. (при сохранении действующего законодательства) до 7,9 тыс. руб., т.е. в 1,2 раза.

К 2022 году средний размер трудовой пенсии, по предварительным оценкам, превысит пенсию по действующей системе в 2 раза, а к 2050 году - более чем в 6 раз (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Среднегодовой размер трудовой пенсии, руб.

Соотношение среднего размера трудовой пенсии с прожиточным минимумом пенсионера уже в 2010 году составит 157% вместо планируемых 144%, а в 2040 году превысит 300% (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Соотношение среднего размера трудовой пенсии с прожиточным минимумом пенсионера, %

Таким образом, целевые ориентиры относительно уровня пенсий для старшего поколения пенсионеров и застрахованных лиц (2,5 прожиточных минимума пенсионера) будут достигнуты к 2024 году.

Проведение валоризации, повышение тарифа страховых взносов, постоянная индексация верхней границы доходов, на которую начисляются взносы, в комплексе помогут существенно замедлить снижение коэффициента замещения (соотношение среднего размера трудовой пенсии по старости со средней заработной платой в экономике), хотя совсем остановить его не удастся.

Если при сохранении действующего законодательства уже к 2025 году средний пенсионер будет получать только 10% среднего заработка работающего человека, т.е. за 15 лет коэффициент замещения снизится на 16 процентных пунктов, то при реализации закона N212-ФЗ он уменьшится лишь на 9 пунктов - с 33% до 23,7% (рис. 2.3).

К 2030 году при реализации закона N212-ФЗ соотношение среднего размера трудовой пенсии по старости со средней зарплатой в экономике составит 21,5% (в действующих условиях - 8%), в 2050 году - 20,3% (3,4%).

Однако начать рассчитывать индивидуальный коэффициент замещения, т.е. соотношение пенсии в момент ее назначения и заработной платы, с которой застрахованное лицо уплачивало взносы в течение всей трудовой деятельности (осовремененной с учетом роста цен за этот временной период), можно будет только в 2030-е гг. К этому времени в системе персонифицированного учета накопится информация о заработке за весь период работы (а для получения пенсии, равной 40% предыдущего заработка, согласно нормам Конвенции Международной организации труда N 102 о минимальных нормах социального обеспечения, необходимо выработать стаж 30 лет).

Страницы: 1 2 3

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.seriousbank.ru