Выпуск пластиковых карт

Страница 3

Другая причина невозможности реализации полноценного льготного периода в западном понимании - экономическая невыгодность беспроцентного кредитования. В отличие от потребительского кредитования, осуществляемого банками в торговых точках, при кредитовании по кредитным картам банки не могут рассчитывать на большую величину торговой уступки, а получают (правда, гарантированно) лишь компенсацию за операции оплаты держателями карт товаров и услуг, называемую платой за взаимообмен (interchange fee). Эта плата обычно зависит от типа карты (Premium-продукты, дебетовые карты, корпоративные карты), соотношения местонахождения банка-эмитента и банка-эквайрера (типы транзакций: внутренние или национальные, внутрирегиональные, межрегиональные) и других особенностей операции или карты. Как правило, размер компенсации находится в диапазоне 0,8-1,25% от суммы операции. Примерно 0,3% от суммы операции уплачиваются эмитентом платежной системе за авторизацию, клиринг и расчеты. Таким образом, можно приблизительно считать, что чистый операционный доход по картам находится в диапазоне 0,5-1%.

При льготном периоде длительностью в месяц такой уровень выплат со стороны эквайреров обеспечивает доходность эмитента от операций оплаты товаров и услуг в случае погашения полной задолженности держателем карты в течение льготного периода при ставках на уровне 6-12% годовых.

Для банков в западных странах с большим объемом операций и низким уровнем собственных операционных расходов данный уровень, принимая во внимание низкую стоимость привлеченных ресурсов, вполне приемлем. Для российских же банков, привлекающих средства клиентов по ставкам, соизмеримым с указанным выше уровнем, реализация льготного периода может привести к отрицательной доходности.

Несмотря на законодательные ограничения и экономическую нецелесообразность полноценной реализации льготного периода, некоторые российские банки ввели меры по поощрению более раннего погашения клиентами задолженности. Как правило, применяются разные процентные ставки для первого и последующих месяцев либо комиссии, взимаемые в случае неполного погашения задолженности в течение льготного периода.

В связи с невозможностью реализации в российских условиях полноценного льготного периода револьверная кредитная карта может рассматриваться потребителями как менее «справедливый» продукт по сравнению с револьверной овердрафтной картой.

Представим вполне реальную ситуацию, когда у клиентов имеются револьверные кредитные карты банка без льготного периода и в этом же банке текущие счета с остатками, на которые проценты не начисляются.

Клиент пользуется кредитной картой, на суммы операций по карте начисляются кредитные проценты, в то же время у него имеются средства на текущем счете, сумма которых, например, может быть больше суммы предоставленного кредита. В этом случае клиент может считать, что кредит был предоставлен за счет его же средств, и таким образом начисленные проценты вполне обоснованно могут восприниматься им как «несправедливые».

С другой стороны, если у того же клиента револьверная овердрафтная карта (в этом случае у него не текущий счет, а карточный счет), то суммы операций с картой списываются с карточного счета, и кредит возникает только тогда, когда заканчиваются собственные средства клиента. В этом случае начисление процентов уже не может восприниматься как «несправедливое».

Таким образом, законодательные ограничения стали одной из причин разнообразия в подходах банков к реализации кредитных карточных продуктов.

Кредитный скоринг - это оценка кредитоспособности клиента. Она осуществляется как при первичном рассмотрении заявления, так и при оценке поведения клиента с точки зрения активности использования карты и погашения кредита.

По мнению пионеров кредитного скоринга - компании Fair & Isaac, значимость скоринга анкет (Application scoring) для оценки кредитоспособности клиента можно оценить примерно в 10%. Остальные 90% значимости дают примерно поровну информацию о кредитной истории клиента, данные о текущих кредитах и поданных заявлениях на получение кредитов в другие банки. Таким образом, сам по себе кредитный скоринг анкет малозначим без дополнительной информации.

Страницы: 1 2 3 

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.seriousbank.ru