Сравнительная характеристика отечественного и зарубежного опыта в развитии клиентских отношений

Актуально о банках » Правовое регулирование взаимоотношений клиента с банком » Сравнительная характеристика отечественного и зарубежного опыта в развитии клиентских отношений

Страница 1

В настоящее время в мировой экономике и, прежде всего, в промышленно развитых странах, наблюдается процесс интеграции экономических и политических систем. Это прежде всего является следствием образования Европейского Союза, распространения новой европейской валюты - Евро, распространение появления и успешного развития уже существующих экономических объединений в Европе, Азии, Америке (например, таких организаций, как ОПЕК и т.д.). Наиболее глубоко интеграционные процессы затрагивают мировую финансовую систему. Особое влияние они оказывают на банковские системы отдельных стран. Рассмотрим это на примере Европы. Коммерческие банки испытывают жесткую конкуренцию с нескольких сторон: со стороны других коммерческих банков-резидентов; со стороны прочих финансовых некредитных организаций; со стороны банков-нерезидентов, иностранных банков, проникающих на рынки других стран в связи с открытостью экономического пространства. Усиление конкуренции прежде всего заставляет коммерческие банки большее внимание уделять расширению ассортимента услуг, созданию уникальных услуг, обеспечению их прибыльности. Иными словами, банки стремятся шагать в ногу с научно-техническим прогрессом и использовать в своем бизнесе новейшие технологии.

Так, компания IBM опубликовала результаты исследований, проведенных по её заказу в Западной Европе Международным институтом по изучению рынка и общественного мнения MORI (Market and Opinion Research International). Исследование касалось более 100 крупных европейских банков. Одним из результатов этого исследования является то, что уже сегодня более 60% банков признают необходимость меньшей концентрации банков и сокращения численности банков в Европе. В ближайшие 10 лет по произведенным подсчетам должны исчезнуть около 25% европейских банков. В европейской банковской среде называют следующие основные факторы, влияющие на развитие данного процесса введение евро, введение новых технологий, межбанковская конкуренция.

Наша страна, встав на путь рыночной экономики, неизбежно идет к интеграции в мировую экономическую систему. Прежде всего это касается финансовой системы. Россия входит в Совет Европы, стремится вступить во Всемирную Торговую Организацию, в будущем видит себя полноправным членом Европейского Союза. Экономике России необходим мощный приток иностранных инвестиций. На современном этапе своего развития российские коммерческие банки не готовы к подобной конкуренции, что можно объяснить следующими причинами:

банковская система России еще активно развивается.

российские коммерческие банки еще не накопили достаточного положительного опыта банковского маркетинга и менеджмента, какой имеется у европейских банков.

российские коммерческие банки не оказывают такого большого количества услуг, какое предлагают своим клиентам европейские банки. В них менее активно внедряются и используются новые технологии.

качество услуг, предоставляемых российскими коммерческими банками также уступает по своему уровню качеству услуг зарубежных банков.

На отставание российских коммерческих банков сказывается и нелегкое наследие в части отсутствия опыта управления в условиях рынка, отсутствие долгие годы жесткой конкуренции на отечественном финансовом рынке, некоторые особенности экономических и политических процессов, происходивших в России (политическая нестабильность, инфляция и т.п.).

Для быстрейшего сокращения данного отставания необходимо изучение банковских систем других стран, опыта иностранных коммерческих банков. Излишне упоминать, что прямое копирование чужого опыта не всегда может дать ожидаемые положительные результаты. Однако, подробное изучение банковских систем ведущих европейских стран позволит дать адекватную оценку о применимости опыта иностранных коммерческих банков к деятельности отечественных банков.

В последнее время развитие всей мировой экономики характеризуется сложным периодом структурной перестройки. При этом происходит значительная модификация и банковской системы.

Ключевым фактором, от которого зависят темпы и характер этой перестройки является объем осуществляемых в мире инвестиций в научно-технический прогресс. Дело в том, что, во-первых, для обеспечения конкурентоспособности продукции, связанной с поддержанием высоких темпов её обновления, необходимы значительные ассигнования на НИОКР; во-вторых, развитие информационных технологий позволяет получать доступ к огромному количеству интересующей информации, действовать оперативно, безопасно, легко менять специфику и направление деятельности; в-третьих, высокие темпы внедрения достижений научно-технического прогресса в экономику неизбежно ведут к расширению ассортименту банковских продуктов. В этом можно убедиться на простом примере: если раньше, в 70-х годах XX века экономисты насчитывали по различным классификациям от 80 до 100 видов услуг, оказываемых банками, то в последние годы их число превысило 200.

Страницы: 1 2

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.seriousbank.ru